Головокружительная карьера молодого американского программиста доказывает одну житейскую истину: для умных деньги – средство, для дураков – цель. Марка Сакерберга, похоже, не заботят материальные ценности. Он носит разношенные шлепанцы, живет в арендованной квартире с матрасом на полу, двумя стульями и столом. А в офис добирается пешком или едет на велосипеде. Трудно себе представить, но последние дней десять молодой программист находится в статусе неофициального долларового миллиардера.
Всего три года назад Марк Сакерберг с группой однокурсников запустил интернет-ресурс thefacebook.com
Изначальная цель проекта была весьма скромной – дать возможность студентам Гарвардского университета создавать свои странички с фотографиями и обмениваться информацией. Однако популярность сервиса росла лавинообразно – уже через несколько месяцев к нему присоединились многие другие университеты США и Канады. А к сентябрю 2006 года сайт открылся для всех желающих вне зависимости от возраста и социального статуса. На сегодняшний день Facebook является второй по величине социальной сетью в мире, число активных пользователей которой достигло 51 млн. На сайте ежедневно регистрируются 200 тысяч новых посетителей, при этом 60% из них проживают за пределами США.
Можно ли было предвидеть превращение локальной площадки для студентов в один из популярных сайтов в мире? Марк Сакерберг в интервью студенческой газете The Harvard Crimson признался, что не ставил перед собой глобальные цели и просто делал те проекты, которые казались интересными и нужными для него самого. Увлек молодого программиста и сам процесс: «Мне просто нравится заниматься этим. Приятно осознавать, что сайт работает и имеет успех».
При этом Марк Сакерберг отмечает, что руководствуется далеко не меркантильными соображениями: «Мы можем заработать кучу денег, но это не цель. Ведь кто угодно из Гарварда может найти работу, приносящую пачки долларов. Но далеко не каждый из них имеет социальную сеть. И я ценю это как ресурс куда больше, чем какие-либо деньги».
Мы за ценой не постоим. Впрочем, в конце октября проект молодого программиста был достойно оценен – корпорация Microsoft за $240 млн выкупила 1,6% акций Facebook, оценив всю компанию в $15 млрд. А бессребреник Марк Сакерберг, владеющий 20% акций социальной сети, стал обладателем виртуального капитала в $3 млрд.
Между тем оценка стоимости компании беспрецедентно высока, даже для бурно растущего интернет-рынка. Достаточно вспомнить, что в 2005 году главный конкурент Facebook – MySpace был продан компании News Corporation за $580 млн. При этом число пользователей сайта (56 млн) превышало даже нынешние показатели Facebook. Неудивительно, что некоторые аналитики и эксперты посчитали, что Microsoft заплатил необоснованно высокую цену за приобретение столь незначительного пакета.
Но представители софтверного гиганта уверены, что переплачивают не зря. По условиям соглашения с Facebook Microsoft получил право продавать на сайте рекламу сторонним рекламодателям, а также стал эксклюзивным партнером по поиску и размещению рекламы за пределами США. По словам руководителя направления Microsoft по платформам и сервисам Кевина Джонсона, шокировавшая всех цифра $15 млрд базируется на расчете, что в будущем Facebook объединит 300 млн пользователей.
В Microsoft считают, что пользователи социальных сетей, выкладывающие в своих профилях подробную информацию об интересах и предпочтениях, являются лакомой аудиторией для рекламодателей. А сайты вроде Facebook позволят размещать целевую интернет-рекламу, ориентированную на индивидуальные предпочтения посетителей. Впрочем, описанные блестящие перспективы неоднозначны, ведь фиксирование интереса в профиле пользователя не будет свидетельствовать о его готовности приобрести продукт или услугу в данной категории (в отличие от запроса информации в поисковой системе – «Ф.»).
Еще более примечательно, что недавно главный исполнительный директор Microsoft Стив Баллмер в интервью газете The Times высказывал сомнения относительно перспектив проекта Марка Сакерберга: «В социальной сети Facebook нет никаких передовых технологий, которые не могли бы создать несколько десятков человек за пару лет работы». С этим трудно поспорить, ведь сам Марк Сакерберг признавался, что разработка сайта заняла у него буквально неделю. Но основной риск для детища молодого программиста заключается в том, что Facebook, как и другие социальные сети, не может похвастаться устойчивым положением на рынке, и его популярность очень быстро может сойти на нет.
А пока Марк Сакерберг заявляет о том, что не собирается расставаться со своим проектом: «Может, когда-то Facebook мне наскучит, и я проверну что-то подобное. Но в любом случае не думаю, что это может случиться в ближайшем будущем». И все же не стоит забывать о поговорке «никогда не говори никогда». Разработчик популярного медиаплеера Winamp Джастин Фрэнкель также вряд ли задумывался о продаже своего дела, но в 1999 году AOL купила его компанию Nullsoft. 21-летний Джастин Фрэнкель получил на руки акции AOL на сумму около $59 млн.
http://finansmag.ru/78683